Почему сейчас не читают ни Толстого, ни Гоголя, ни Диккенса, ни Гюго? И речь идет не о миллениумах, которым вместо чтения лучше посмотреть видео. Не читают классику даже те, кто ходил в школу еще при СССР.
А причина проста. Все дело в длинных предложениях. О. Н. Ляпишевская в докладе на семинаре НУГ формализовала интуитивные понятии о легкости/сложности текста. В основе лежит ряд аксиом лингвистики:
1.короткие предложения читать легче, чем длинные;
2.длинные слова затрудняют чтение;
3.читатель замедляется или «спотыкается», встречая низкочастотные и/или незнакомые ему слова и т. п.
Но это еще не все. Длинные предложения сами по себе – не причина, чтобы не читать классиков. Информационный перегруз усугубляет ситуацию.
Еще сравнительно недавно (лет 20 – 30 назад) справедливо считалось: кто владеет информацией – тот владеет миром. Современный же человек уже не способен обработать всю информацию, обрушивающеюся на него. Мозг включает защитные механизмы.
Мозг в ситуации информационного перегруза защищается от длинных предложений – отказывается воспринимать всё, что дальше 5-ой запятой, а порой и ранее.
Сравните два текста.
А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
И
Мы начинаем все усложнять.
И тогда даже самый простой рецепт становится нереально хитровыдолбленным.
Что заставляет нас все усложнять?
Причина очень проста: Суть всех мудреных наворотов в том, что человек терпит поражение в применении простых вещей.
Почему?
Может потому, что эти простые вещи, идеи, слова не работают?
Еще как работают…
Вспомните, когда в последний раз вы делали что-то очень простое, чтобы исправить ситуацию или улучшить отношения. Например, просто извинялись, соглашались или признавали, что солгали.
Вик Орлов
Я не буду ставить риторический вопрос: какой текст легче воспринимается? Ответ очевиден.
Однако вернемся к первому тексту. Скажите, только честно, сколько раз вы вернулись к началу, чтобы понять, о чём речь? Но это ведь не самое длинное предложение…
Если до сути в предложении не добраться, то мозг не хочет
воспринимать этот фрагмент. И без разницы: устная это
информация или письменная. Мозг себя блокирует,
отказываясь воспринимать материал, где льётся вода.
И что примечательно. Речь идёт обо всех людях. У нас у всех изменились нейронные сети – будь то ребёнок или глубокий старик.
Таковы современные реалии, указывающие на стремительную
эволюцию мозга. И то, что это ответ на информационный
перегруз, дела не меняет. Мы демонстрируем эволюцию.
Зато, когда звенья нейронной сети более короткие, то когнитивная обработка происходит заметно быстрее, что ускоряет понимание. Да и не просто понимание, а самой сути. На меньшее современный мозг — не согласен.
У нас открылась способность матричного восприятия.
Прежде так мыслили только математики, а сейчас
это доступно практически всем: не нанизывать слова
одно на другое, а воспринимать мыслепакеты целиком.
Можно, конечно, списать на клиповое мышление. Но даже мозг людей с понятийным мышлением отказывается воспринимать длинные предложения.
Это следует учитывать маркетологам и копирайтерам. Можно вывести правила написания текстов, которые будут читать.
- Короткие предложения читать легче чем длинные
Агентство UPI исследовало зависимость читабельности текста от средней длины предложений -
- до 8 слов — очень легко читается,
- 8–11 слов — легко читается,
- 12–14 слов — сравнительно легко,
- 15–17 слов — средне,
- 18–21 слово — сравнительно тяжело,
- 22–25 слов — тяжело,
- более 25 слов — очень тяжело
- Одна мысль – один абзац. Не пытайтесь запихнуть в абзац две и более мысли. Но и не обрывайте мысль новым абзацем.
- Сначала главное. Не все прочитают весь текст до конца, поэтому в начале текста приведите факты, потом — суждения и оценки.
- Как можно меньше используйте малознакомые слова. Или дайте их подробное описание.Активный залог предпочтительнее пассивного. В актином залоге подлежащее субъект действия, в пассивном – объект.
копирайтер написал статью- активный залог
Статья написана копирайтером – пассивный
Иногда пассивный залог все же предпочтительнее. Когда хотите привлечь внимание к предмету действия, например - Незнакомые ситуации описывайте через известные понятия и картины. Используйте аналогии. Так, например, перегонку нефти можно сравнить с самогоноварением.
Добавить комментарий